Мегабактериоз у попугаев (Макрохабдоз, птичьи желудочные дрожжи)

Мегабактериоз у попугаев лечение КиевЭто очень распространенное заболевание птиц, что поражает желудочно-кишечный тракт. Болезнь коварна тем, что может протекать субклинически, то есть инфекционный агент может присутствовать в организме в небольшом количестве и не вызывать видимых симптомов. Такие птицы являются носителями инфекции и играют большую роль в распространении заболевания среди других птиц.

Когда-то данный микроорганизм был назван мегабактерией, поскольку визуально напоминал очень крупную грамположительную бактерию и болезнь назвали «Мегабактериоз», однако, позднее выяснилось, что патоген имеет грибковую природу и заболевание переименовали в «Птичьи желудочные дрожжи» (AGY). Другое название болезни - макрохабдоз.

Развиваясь в большом количестве мегабактерии вызывают тяжелые заболевания у множества разновидностей птиц. Наиболее часто тяжёлое развитие болезни наблюдается у волнистых попугайчиков, но встречается так же у неразлучников, королевских попугаев, лорикетов, ара, какаду, корелл, ожереловых попугаев, у зябликов, канареек, перепелов и у множества птиц других видов.

Симптомы и проявления заболевания разнообразны. Общая слабость, бледность слизистых оболочек и конечностей из-за внутренних изъязвлений и возможных кровотечений. Рвота и/или срыгивание пищи. Часто больные птицы сидят над кормушкой и словно едят, но на самом деле просто перетирают семечко в клюве, не проглатывая его. Активность снижается, птица подавлена, нахохлена, сидит на полу в клетке, всё это признаки боли и слабости. Могут появляться объёмные тёмные фекалии или понос. В рвотных массах и в помёте может появляться кровь. Хроническая потеря веса приводит к тяжёлому истощению. Для каждого вида птиц существует определённый предел потери веса, после которого организму уже полноценно не восстановиться.

Макрохабдоз у попугаев лечение КиевПри остром течении заболевания птицы могут погибать внезапно на протяжении 12-24 часов. Симптомы в таких случаях часто не успевают развиться или владельцы их не успевают заметить - апатия, нахохленность, как и/или рвота с примесью крови…

Хроническое течение заболевания встречается значительно чаще. Птицы истощены, проявляют все характерные симптомы заболевания. Так же могут вытягивать шею, словно пытаясь что-то проглотить. Прозрачная или белая слизь от регургитации может пачкать оперение. Слизь от срыгивания так же может быть с примесью крови, может появиться водянистый помёт или диарея с непереваренными зёрнами.

Передаётся инфекция при общении птиц, при взаимном ухаживании, кормлении, через заражённые фекалии, загрязнённую воду и т.п.

Когда мегабактерии размножаются в большом количестве в железистом желудке образовываются язвы, что приводит к хроническим или острым кровопотерям. Сильно снижается вес, язвы углубляются и расширяются, у птиц развивается сильная анемия. К тому же мегабактерии снижают образование желудочной кислоты и этим ухудшают пищеварение. Под влиянием щелочной среды в мускульном желудке размягчается, расплавляется внутренняя оболочка, что отвечает за измельчение частиц пищи и ещё больше усугубляет течение заболевания.

Болезнь птичьи желудочные дрожжи у попугаев лечение КиевИз диагностики доступной является микроскопия мазков помёта и/или мазков и смывов из зоба. Это самый малоинвазивный, быстрый и довольно точный метод обнаружения данного патогена. Если мегабактерии не выявлены при наличии характерных симптомов следует повторять микроскопические исследования помёта несколько раз. В дополнение будут информативными также микологический посев, контрастный рентген с барием, на котором можно увидеть увеличение и расширение железистого желудка. Важным является и простой обзорный рентген в двух проекциях.

Заболевание набирает силу и развивается в тяжелую форму при наличии плохих условий содержания, стрессов и при наличии других сопутствующих заболеваний, инфекций. Если организм крепкий, а степень воздействие патогенна низкая может выработаться естественной иммунитет к болезни.

Лечение наиболее эффективно, если симптомы у птиц еще не появились, а в кале найдено небольшое количество мегабактерий. Наряду с противогрибковой и поддерживающей терапией птицам должно быть предоставлено качественное кормление, содержание, карантин, при необходимости, особенно при введении новых птиц в стаю. Регулярный мониторинг, микроскопия кала, лечение при необходимости, до того, как птица начнет контактировать с другими. Мегабактериоз во многом похож на PBD (синдром расширения железистого желудка), особенно у крупных попугаев.

Птицы проявляют признаки сильной боли. Без лечения данное заболевание может тянуться месяцами периодически проявляя признаки благополучия, а затем новые рецидивы.

Дифференциальные диагнозы - отравление свинцом, цинком, медью, трихомониаз, бактериальные инфекции, другие грибковые инфекции, паразитарные инфекции, неоплазия и тд.

Нужно быть чрезвычайно внимательным к своему питомцу, чтобы своевременно выявить симптомы недомогания и не позволить заболеванию перейти в тяжелую фазу, при которой уже очень вероятна гибель птицы или может потребоваться пожизненная диета, контроль и поддерживающие лечение.

Мегабактериоз у попугаев лечение КиевЕсли болезнь изменяет структуру желудка и всего желудочно-кишечного тракта он может уже никогда не восстановится полностью. Некоторые мегазаботливые владельцы таких птиц, при поддержке ветеринарного специалиста, продлевают жизнь пернатым питомцам, отдавая много своего времени и тепла.

Никто не застрахован от приобретения птицы с инфекцией, но мы в силах и обязаны провести карантин до 6 недель по приобретению, минимизировать стрессы и обеспечить правильные условия содержания и здоровое питание птицы.

Чистота в клетке чрезвычайно важна. Кормушки, поилки и жёрдочки должны располагаться так, чтобы фекалии никогда не попадали в еду и воду, и должны быть всегда чистыми.

Профилактические осмотры у ветеринарного специалиста каждые 6-12 месяцев с микроскопией помёта, рентген для маленьких птиц и дополнительно общим и биохимический анализами крови для крупных попугаев - залог раннего выявления многих проблем со здоровьем у птиц, что содержатся в качестве домашних питомцев.

Помните, что в здоровых птицах порой тоже есть мегабактерии. Если здоровье будет подорвано стрессами, неправильным содержанием или другими сопутствующими заболеваниями мегабактерии разовьются в полную силу.

Еженедельно взвешивайте птиц, чтобы не пропустить истощение. Следите за пометом птицы. Учитесь понимать поведение и позы птиц, чтобы вовремя заметить признаки боли и своевременно обратиться за помощью.