Миксоматоз кроликов

Миксоматоз кроликов – острая вирусная болезнь. К заболеванию восприимчивы все домашние и дикие кролики. Переносится это заболевание от больных кроликов к здоровым через укусы комаров, блох и возможно других эктопаразитов. Они передают возбудителя механическим путем через ротовой аппарат колюще-сосущего типа.

Соответственно эпизоотии (массовые заболевания кроликов) отмечаются в периоды массового размножения переносчиков. Эти периоды обычно выпадают на весну и осень. Но заболевание может возникнуть в любое время года, так как при различных погодных условиях комаров может быть больше или меньше, независимо от сезона. Кроме того, в подвалах городских домов в тепле и влажности комары выводятся круглый год.

Вам может казаться, что в квартире кролик защищен от инфекционных заболеваний, но это не так. Через опилки, сено, предметы ухода возможно занесение кроличьих блох, различных вшей, шерстеедов и других вредных членистоногих, способных передавать миксоматоз.

Инкубационный период заболевания в среднем 5-7 дней. То есть симптомы заболевания проявляются в основном через 5-7 дней после укуса комара-переносчика. Возникает острый серозно-гнойный конъюнктивит, вызывающий резкий отек век и конъюнктивы. Веки могут слипаться от значительного количества гнойного экссудата. В течение нескольких суток в области головы, ануса и наружных половых органов образуются твердые подкожные опухоли. У самцов наблюдаются орхиты (воспаления семенников). Через 14-18 дней после заражения кролики погибают.

Следует учитывать, что ранее диагностика миксоматоза по клиническим признакам не представляла большой сложности выявления, так как при этом заболевании наблюдаются очень характерные признаки и паталогоанатомические изменения, однако последние годы большая доля приходиться на скрытые формы миксоматоза, вирусоносительство, особенно в эпизоотических очагах. Также стала выявляться тенденция эволюции возбудителя вируса миксоматоза с преобладанием не типичных форм, таких как узелковая (нодулярная), респираторная, абортивная, атипичная и стёртая.

Было выявлено, что инфекционный стоматит часто сопутствует миксоматозу. Первые признаки инфекционного стоматита выявляют во время смены молочных зубов на 14-21 день жизни. При смешанной инфекции заболевания протекают тяжелее. Существует множество других заболеваний, которые могут усложнять течение миксоматоза.

При обнаружении болезни на фермах больные кролики подлежат уничтожению, помещение – дезинфекции, а здоровые кролики – карантину и вакцинации.

Мы разработали свои методики лечения миксоматоза. При их применении болезнь протекает дольше, но в более легкой форме и в большинстве случаев заканчивается выздоровлением.

Профилактика очень проста – вакцинация 2 раза в год с полуторамесячного возраста, каждый март и сентябрь. При отъёме молодняка в возрасте 30-45 дней, вакцинация крольчат проводится через пять-семь дней после отсадки от матерей, в 2,5-3-хмесячном возрасте производится ревакцинация молодняка, с последующей вакцинацией каждые пол года. В некоторых случаях оправданной считают вакцинацию каждые три месяца. По инструкции ни одна прививка не дает 100% защиты, но значительно уменьшает риск заражения инфекционным заболеванием.

Так же в качестве профилактики следует применять в квартире реппеленты и обрабатывать кроликов против эктопаразитов, даже если животное не бывает на улице и не контактирует с другими животными. Сено и опилки для кролика должны быть чистыми и высококачественными.

Если все же подозрительные симптомы у вашего питомца появились – как можно скорее обратитесь к специалисту ветеринарной медицины. Лечение будет эффективней, если начать его на ранней стадии заболевания.

ветеринарной клиники «Умка»
ЛАЦАПНЁВА