Диарея у птиц

У птиц, как и у млекопитающих, бывают проблемы с формированием стула. Очень важно отличить диарею от переизбытка мочеиспускания. У птиц помет состоит из 3-х фракций: кал, мочевой осадок и жидкая фракция. Кал имеет вид «червячка», мочевой осадок – белая капелька, жидкая фракция – водичка вокруг помета. При истиной кишечной диарее отсутствует «червячок», кал выглядит как клякса.

Причины кишечной диареи очень разнообразны:

1. Диарея, связанная с рационом.
Не все владельцы птиц знают, как правильно составлять рацион для пернатого друга. Очень часто встречается, что птица ест исключительно зерновую смесь или питается с тарелок хозяев. Это НЕПРАВИЛЬНО!!! В природе птица никогда не питается круглый год зерном, ей необходима мягкая еда (фрукты, овощи, почки, листочки…). Рацион состоящий из зерна приводит к многим проблемам, в том числе и нарушениям формирования стула. Питание птицы из тарелок хозяев, так же не приемлемо. Человеческая еда, как минимум, присоленная, а соль для птиц очень опасна. В таком случае у птицы развивается не только диарея, но и масса других системных заболеваний. Кипяченая вода также приводит к нарушениям всасывания в кишечнике, и ведет к ряду проблем со здоровьем. Воду надо использовать бутылированную, с бювета, из фильтра, отстоянную, но не кипяченую!!!

2. Диарея, связанная с наличием паразитов.
Паразиты достаточно частое явление для всех видов живых существ, птицы не исключение. Любые паразиты (глисты, простейшие), которые обитают в желудочно-кишечном тракте, повреждают слизистую оболочку кишечника, при этом нарушается всасывание полезных веществ, наступает истощение, обезвоживание и общая интоксикация организма. При этом птица может иметь хороший аппетит и сильно худеть. И пока паразиты находятся в кишечнике, птица не будет иметь здоровый вид. Диарея, в этом случае может иметь периодический характер, в зависимости от цикла развития паразитов.

3. Диарея, связанная с наличием бактерий и вирусов.
В данном случае диарея имеет постоянный характер. Птица имеет болезненный вид, хохлится, часто спит, худеет, у неё снижается аппетит. Если вовремя не начать терапию, птица может умереть. Такие заболевания как колибактериоз, сальмонеллез, орнитоз, туберкулёз, вызывающие диарею, опасны для людей.

Не имеет значения, какая причина вызывает диарею у птицы, в любом случае она требует лечения. Чем раньше начать терапию, тем больше шансов на благоприятный исход. Для выявления причины расстройства, необходимо сдать анализ кала и обязательно показать птицу орнитологу, т.к. симптоматическое лечение необходимо начать до результата анализа. Кроме копрограммы могут потребоваться дополнительные исследования на инфекции, бактериологические и микологические посевы, ПЦР и т.д.

Для того чтобы собрать кал от птицы на различные инфекции на дно клетки застилают чистую клеенку. Если кал нужно собирать несколько дней (например, для исследования на орнитоз кал собирают 3 дня), то с клеенки его перемещают в стерильную емкость и хранят в холодильнике на боковой стенке.

Залесская
Светлана Владимировна