Разведение собак. Часть 1 ПОДГОТОВКА К ВЯЗКЕ

Ваша любимая собака, с хорошими экстерьерными показателями и прекрасными рабочими качествами, доросла до периода, когда от неё требуется получение здорового потомства. На плечи хозяина ложится ещё один ответственный груз – подготовка к беременности и родам будущей производительницы чемпионов, да и просто друзей и помощников для охотников в будущем.

Прежде всего, оцените физическое здоровье Вашей собаки, обсудите это с ветеринарным специалистом. Возможно потребуются какие-либо обследования или анализы. Если недавно она перенесла какое-либо заболевание (бабезиоз, воспаление лёгких, инфицированные раны и т. п.) и ей было назначено применение антибиотиков или других серьёзных лекарств, следует дать собаке окрепнуть и дождаться следующей течки. Сука не должна быть истощенна или перекормлена. Если же собака в хорошей кондиции, начинайте готовиться к предполагаемой вязке заблаговременно.

Первая течка в большинстве случаев, наступает в возрасте 8–12 месяцев. Собаку следует обследовать у врача, если первая течка началась раньше 7-ми или позднее 15-ти месячного возраста. Как правило, течки наступают с одинаковым интервалом. Обычно, один раз в шесть месяцев, но в зависимости от породы и индивидуальных особенностей может быть иначе. Зная привычные интервалы между течками у Вашей суки и, возможно, у её ближайших родственниц (матери, бабушек, сестёр), вы сможете спрогнозировать начало течки. Это важно, потому что ещё до её наступления собаке следует прогнать глисты, повторить вакцинацию, провести обработку от эктопаразитов, в соответствии с сезоном.

Имейте в виду, что интервалы между течками могут изменяться по различным причинам, в том числе, из-за разных заболеваний. Если Вы обнаружили у своей суки выделения из влагалища ранее или позднее, чем запланировано, покажите собаку ветеринарному доктору. Нарушением считается интервал между течками меньше 4-ох и больше 9-ти месяцев. Средняя продолжительность течки от 18-ти до 25-ти дней. Если течка длиться меньше 12-ти или больше 30-ти дней, значит что-то не в порядке.

Теперь Вам нужно внимательно следить, что бы не пропустить начало течки. Как правило, при этом начинаются кровянистые выделения из влагалища, постепенно увеличивается петля, возможно, кобели начинают проявлять повышенный интерес, может быть собака станет беспокойнее, будет чаще проситься на улицу.

С этого момента на улицу её нужно выводить на поводке, чтобы избежать незапланированной вязки. На прогулки, для поддержания собаки в нормальной физической форме, её вывозят побегать в поле или на пустыре, где нет других собак. В условиях города собака должна больше ходить пешком по ступеням и брать барьеры. Мускулатура собаки должна быть в хорошей форме, это важно и во время вязки и в период беременности. (Если незапланированная вязка всё же случилась, немедленно обращайтесь к ветеринарному врачу, медикаментозное прерывание беременности у сук производится на очень ранних сроках, препарат обычно инъецируется на 3-й, 5-й и 7-й дни после вязки).

Теперь важно не пропустить начало половой охоты. Для этого с первого дня течки запаситесь стерильными белыми салфеткам или бинтами. Аккуратно проводите салфеткой по вульве и оценивайте цвет выделений. Поначалу они кроваво-красные, затем постепенно светлеют, становятся более слизистыми, прозрачно-коричневыми. На стадии половой охоты выделения становятся прозрачными или желтовато-розовыми, а петля заметно увеличивается, отекает, но при этом, становится мягкой. Обычно половая охота наступает на 9-14 день течки. Но, по ряду причин, может наступать с 4-го по 18-й дни. Хорошо если Вы вели дневник предыдущих течек и знаете, в какие дни обычно наступает половая охота у ближайших родственниц вашей собаки. Это помогает сориентироваться.

Продолжительность половой охоты (эструса) в среднем составляет 9-ть дней. Она начинается, когда сука впервые готова допустить кобеля и заканчивается, когда сука отказывается принимать кобеля. У некоторых собак течка может протекать со скудными выделениями или кровянистые выделения сохраняются на всём протяжении течки и становится тяжело определить начало половой охоты. В таких случаях следует позволять суке и кобелю проводить больше времени вместе и определяться по поведению, либо использовать методику оценки влагалищного мазка, которую проводит ветеринарный врач. В любом случае, повторные вязки каждые 24-48 часов увеличивают вероятность зачатия. К сожалению, это не всегда выполнимо на практике.

Когда собака находится в состоянии половой охоты менять её рацион ещё не нужно, но возможно уже потребуются некоторые витаминные и минеральные добавки, советуйтесь с ветеринарным врачом или со специалистами по породе в кинологическом клубе.