Парвовирусный энтерит у собак

К одним из страшных инфекционных заболеваний собак можно отнести парвовирусный энтерит (parvovirus enteritis canine). Впервые парвовирусную инфекцию обнаружили в конце 70-х годов в США, и буквально за пару лет она распространилась по всему миру. К сожалению, даже на сегодняшний день этой инфекцией не перестают болеть, восприимчивы собаки любого возраста, но наивысший процент смертности отмечается у щенков в возрасте до полугода. Сами владельцы собаки парвовирусной инфекцией заразиться не могут.

Как можно заразиться парвовирусным энтеритом?

Заражение здоровых собак происходит от контакта с больными животными, которые через испражнения, слюну и рвотные массы инфицируют вирусом окружающую среду. Так же человек может принести вирус в дом на одежде и обуви.

Что происходит в организме собаки, которая заболела парвовирусным энтеритом?

Вирус, попав в организм, размножается в эпителиальных тканях кишечника, вызывая их лизис (растворение). Слизистая оболочка кишечника отторгается и находится в кишечном содержимом. Затем вирус с кровью и лимфой распространяется по всему организму и попадает в паренхиматозные органы, мышцы и другие ткани. У щенков развивается лейкопения (снижение количества лейкоцитов в крови) и миокардит (поражение сердечной мышцы).

Симптомы

Инкубационный период при парвовирусном энтерите собак обычно составляет от 3 до 10 дней. Выделять вирус больная собака во внешнею среду начинает уже на 3-5 день после заражения. Парвовирусный энтерит у собак проявляется в 3 формах: кишечной, сердечной и смешанной.

Чаще всего энтерит начинается с подъема температуры тела выше 39°С, собака становится вялой, пассивной. Но температура может оставаться и в пределах нормы, или даже наоборот может наблюдаться её снижение. Ухудшается или пропадает аппетит, и резко возникает рвота. Сначала выходят остатки пищи, потом рвота становится с примесью желчи. Начинается понос. Из просто мягкого и бесформенного он быстро переходит в водянистый и зловонный. Цвет фекалий из желтых превращается в зеленоватый, а затем появляется примесь крови. На этот момент животное обычно уже не в состоянии есть или пить.

На фоне обезвоживания и сильных болей развивается сердечная недостаточность, отчего наступает гибель щенка или взрослой собаки на первые или третьи сутки с момента проявления симптомов. Смертность у щенят – до 50%, у взрослых собак – до 5-10%. Так выглядит кишечная форма энтерита, но у маленьких щенков от 1 до 2  (иногда 7) месяцев, чаще всего протекает сердечная форма заболевания. Она характеризуется внезапным отказом от еды и питья, резкой слабостью, одышкой, развитием сердечно-сосудистой недостаточности. Маленькие щенки гибнут в течении 1–2-х суток. Смертность при этой форме болезни у собак достигает 70-80%.

Смешанная (комбинированная) форма болезни характеризуется разнообразными поражениями сердечно-сосудистой, пищеварительной и дыхательной систем организма. Данная форма отмечается у собак с ослабленной иммунной системой, у щенят полученных от невакцинированных сук, а также при наличии у больной собаки ассоциированных инфекций (адено-, корона-, ротавирусных и другие). При этом клинические признаки болезни могут быть очень разнообразными.

При снижении у собаки иммунитета и естественной резистентности организма парвовирусный энтерит осложняется вторичными бактериальными заболеваниями и глистными инвазиями в желудочно-кишечном тракте.

Диагноз

Ставится на основе клинических симптомов и подтверждается лабораторным методом – общий анализ крови и ПЦР, ИФА.

Лечение

В первую очередь хозяин животного должен обратиться к ветеринарному врачу, а не пытаться заниматься лечением самостоятельно. Ветеринарный врач оценит состояние данного животного и соответственно будет прописано данное лечение. Возможно данное животное нуждается в стационаре и постоянном наблюдение специалиста.

В лечебных целях, как средство специфической терапии, применяются поливалентные сыворотки против чумы плотоядных, парвовирусного, коронавирусного энтеритов и аденовирусных инфекций собак, которые применяют от 2-4 дней с интервалом 12-24 часа. Также сывороткой обязательно применяется антигистаминные (противоаллергические средства). Кроме сыворотки можно назначать специфические и неспецифические гамма- и иммуноглобулины, иммуномодуляторы.

В дальнейшем лечебная помощь должна быть направлена на недопущение обезвоживания организма, прекращение рвоты и диареи, и предупреждение вторичных инфекций. С такой целью применяются: противорвотные, противоинтоксикационные, спазмолитические препараты, гепатопротекторы (препараты для поддержания и восстановления печени), кардиопротекторы (препараты улучшающие кровообращение сердечной мышцы), антибиотики широкого спектра, ферментативные препараты (способствующих улучшению процесса пищеварения), витаминотерапию.

При тяжёлом течении болезни обязательна инфузионная терапия для восстановления водно-электролитного баланса. И другие препараты, в зависимости от степени тяжести заболевания и состояния животного. Обязательным так же есть назначения соответствующей диеты животному во время лечения и по окончании его.

Профилактика

Своевременная вакцинация является способом профилактики. Применяют отечественные и импортные вакцины. Вакцинацию собак проводят в возрасте с 2 месяцев, двухкратно, с интервалом 2-3 недели, и в третий раз после смены зубов в возрасте после 7-8 месяцев, а далее ежегодно однократно.

Лечение собаки, больной парвовирусным энтеритом, намного затратней по финансам и времени чем ежегодная вакцинация. Не говоря о том, что не всегда оказанная лечебная терапия еще может спасти жизнь животному.

Лепушинская
Валерия Сергеевна