Пупочная грыжа у собак

Пупочная грыжа (Hernia umbilicalis) обычно  бывает врождённой. Когда щенок появляется на свет, в норме пупочное кольцо должно сжиматься, следуя движению содержимого брюшной полости.

Если пупочное кольцо неправильной формы или если оно слишком велико, или просто сжатие пупочного кольца не происходит, то развивается пупочная грыжа. То есть происходит недостаточное закрытие брюшной стенки около пупка.

Пупочная грыжа может появиться у собак любой породы и у беспородных щенков. Условно считают, что чаще она встречается у эрдельтерьеров, бультерьеров, басенджи, кокер спаниелей, колли, пекинесов, пойнтеров т.д.

Истинная грыжа состоит из пупочного кольца и грыжевого мешка (перитонеума), который держит в себе содержимое грыжи. Ложная грыжа не имеет перитонеального мешка. Выглядит пупочная грыжа, как выпуклость на нижней стороне брюшины в районе пупка.

Ветеринарный врач при пальпации (прощупывании) грыжи может определить размер грыжевого кольца, что находиться в его содержимом и насколько оно подвижно. Таким образом определяется прогноз и, при необходимости, определяется метод лечения.

Обычно пупочная грыжа не вызывает у щенка болезненных ощущений, она не проявляет признаков воспаления. Кожа вокруг грыжи имеет здоровый вид, нет покраснений, отёков.

Болезненность живота, рвота и угнетение возникают у собак с ущемлённой грыжей. Именно в таких случаях прощупывание грыжи вызывает боль, кожа плотно натягивается и на ощупь теплее, чем другие участки.

Опасна ли пупочная грыжа для собаки?

Из выше написанного становится понятным, что пупочные грыжи бывают разными. Если у щенка нескольких дней жизни обнаруживается малюсенькая грыжка, которая уменьшается при прощупывании, есть вероятность, что она попросту рассосётся сама или при помощи нехитрых манипуляций с пластырем и монеткой.

Очень маленькие грыжи, которые содержат жировую ткань и не изменяются, могут вообще не вызывать никаких осложнений. Грыжевые ворота при этом небольшие и через них ничего не может выпасть. Операция в таких случаях несёт чисто косметическую функцию. Их можно удалить в ходе какой-либо плановой операции, например, при проведении овариогистерэктомии у сук (во время стерилизации).

Если грыжевые ворота велики или достаточны для выпадения петли кишечника, а значит и для ущемления – операция является обязательной. Такая грыжа может стать угрозой для жизни собаки.

Невправимые грыжи требуют более срочного лечения, чем вправимые. Ущемлённые грыжи опасны тем, что необратимые изменения, ведущие к гибели собаки, могут наступить очень быстро, значит прооперировать животное следует как можно скорее.

Если операция плановая, то, как правило, её проводят через пару месяцев после отлучения от матери. Хорошо если до операции щенок успел получить две комплексные вакцинации от инфекционных заболеваний. Ветеринарный врач-хирург определит, какой потребуется наркоз, какой выбрать шовный материал и  какой необходим послеоперационный уход. Это может быть индивидуальным в каждом случае.

Чем еще опасна пупочная грыжа, кроме ущемления органов брюшной полости?

Пупочные грыжи могут быть генетически зависимыми, передаваться по наследству,  возникать у щенков одного помёта.

Они могут сопутствовать другим врождённым аномалиям. Например, пупочная грыжа может быть связанной с брюшной перикардиальной грыжей, неполным каудальным грудным соединением и с дефектами краниовентральной брюшной стенки. Врождённые пороки сердца и портосистемные шунты могут быть связанны с большими пупочными дефектами.

Параллельно у собаки с пупочной грыжей может быть выявлен крипторхизм и т.п. В некоторых случаях животные с пупочной грыжей подлежат кастрации, чтобы исключить их из разведения.

В любом случае к пупочной грыже следует отнестись внимательно и, обнаружив у своего щенка подобное образование, своевременно показаться ветеринарному врачу.