Перианальный синусит (Параанальный синусит)

Перианальные железы - два маленьких мешочка (железки), которые находятся сразу у выхода ануса собаки в направлении 5 и 7 часов. Вещество, выделяемое перианальными железами, имеет неприятный запах и в норме этот секрет светло-желтый, бежевый, прозрачно-коричневый жидкий или сметаноподобной консистенции.

В процессе эволюции эти железы у домашних собак и котов потеряли свою мышечную оболочку, благодаря которой могли бы освобождаться, как например, у скунсов, хорьков, лис. Этот свой индивидуальный запах, они используют для мечения территории, в страхе для отпугивания врагов, а также для опознавания друг друга (именно поэтому собаки начинают знакомство с обнюхивания «под хвостом»).

А домашние собаки, живущие в черте города, особенно в квартирах, страдают от гиподинамии - двигаются мало, и в основном, на поводках, что приводит к атрофии мышц, окружающих анус, и не позволяют собаке проводить полное опорожнение перианального мешка. В результате зачастую нарушается нормальное функционирование желез (секрет становится слишком густым, с хлопьями гноя, протоки засоряются, секрет застаивается – железы воспаляются).

Перианальный синусит – это заболевание, характеризующееся воспалением перианальных желез.

Причины:

- избыток белка в рационе;
- хронические запоры;
- вирусные инфекции;
- стрессовые нагрузки (беременность у сук или активные вязки у кобелей);
- заболевания ЖКТ в т.ч. печени, поджелудочной железы;
- пассивный выгул;

Симптомы:

- зуд перианальной области (собака резко садится, кусает свой хвост, трется задом по земле, полу, часто вылизывает область ануса);
- боль при дефекации, повторное и неэффективное натуживание (тенезмы);
- наличие крови на поверхности фекалий, иногда гной;
- лысеет спина (особенно ближе к хвосту);
- экземы в области крупа и бедер;
- собака становится беспокойной и нервной при пальпации у основания хвоста;
- зуд всего туловища (уши, шея, спина), расчесы, собака трется об окружающие предметы.

Лечение.

При первых симптомах необходимо собаку показать врачу и освободить железы (можно сделать это в домашних условиях – если Вы уверены, что это неосложненный синусит). Освобождение нужно проводить наружным или внутренним способом. Степень тяжести заболевания и необходимое лечение назначает ветеринарный врач. Обычно назначается: местно – противовоспалительные свечи, коррекция питания, курс восстанавливающей терапии (зависит от причин и тяжести заболевания).

Естественный вопрос: «Как часто нужно освобождать железы?»

Ответ: «Периодичность индивидуальна». Нужно следить за собакой, ее поведение подскажет, что железы переполнены. Как правило, суке такая процедура нужна каждые 3-4месяца, кобелю – ежемесячно.

Если железы хорошо очищены, зуд под хвостом проходит, но не исключено, что может понадобиться повторные освобождения с интервалом 7-10 дней до восстановления функций желез и нормального качества секрета, или промывание этих «мешочков» и курс антибиотикотерапии, блокады, общий и биохимический анализ крови, и другие диагностические исследования и более интенсивная терапия.

Осложнения.

В случае неоказаной своевременной помощи при закупорке протоков формируется абсцесс перианальных желез (гнойное воспаление), открываются перианальные свищи или формируются новообразования перианальной области. В этих случаях необходимо только хирургическое лечение.

Здоровья Вам и Вашим питомцам!

Врач ветеринарной клиники «Умка»
Голодович
Татьяна Анатольевна